Государственный республиканский академический Уйгурский театр
музыкальной комедии им.К.Кужамьярова
"ОН ИККИ МУҚАМ" түркүмидин "РАК" муқами

"ОН ИККИ МУҚАМ" түркүмидин "РАК" муқами

 

 

Автор сценического варианта - Ахметжан Ашири. Писатель-драматург. Заслуженный деятель РК

Режиссер-постановщик - Мурат Ахмадиев, Народный артист РК

 

Язык: уйгурский

Начало: 18- 300

                             Двенадцать уйгурских  мукамов

       Размышляя об интересе уйгурского театра к культурно-историческому наследию, следует прежде всего упомянуть возрождение  уйгурских мукамов на сцене театра. Прежде всего мы должны иметь представление, что такой мукам? «Двенадцать мукамов» – это единый монументальный  цикл или ряд протяженных музыкально-поэтических произведений, шедевр средневекового уйгурского музыкалььного искусства.          

       Интересное образное высказывание в связи с уйгурскими мукамами встречается в книге «Шаги великана» казахского писателя Сабита Муканова: «...«Двенадцать мукамов» - это энциклопедия, охватывающая все песенное и музыкальное богатство уйгурского народа от «а» до «я». (С.Муканов. «Шаги великана» с.323. Алма –Ата. 1967г)  Разнообразны и богаты музыкальное жанры: песенный, танцевальный и инструментальный. В песнях отразились страницы истории, черты социально-бытового уклада и музыкального мышления. Наиболее древние жанры – ритуальный: религиозные песнопения, заклинательные песни шаманов; трудовые песни: пастушеские, караванные, дехганские, а также прядильные; обрядные: свадебные, гостевые, похоронные и поминальные; бытовые: колыбельные, песни социального содержания и песни каландаров – дервишей. Большое место в музыкальном фольклоре уйгуров, как и других народов, занимают лирические песни, отличающегося многообразной тематикой, как сюжетной, так и музыкальной. В цикле «Двенадцать мукамов» профессионализм устной традиции представлен во всем своеобразии его этно-культурных черт. Исторически сложившийся в музыкальной практике уйгуров цикл включает мукамы Рак, Чапбаят, Мушавирак, Чаргах, Пянджигах, Узхал, Аджам, Ошшак, Баят, Нава, Сегах, Ирак. В мукамах проявилось художественное сознание определенной исторической эпохи, а также устойчивые психологические основы мироощущения уйгурского народа. Отсюда – сложность формы, целостность образного строя, строгость эстетических критериев. Каждый мукам из системы «Двенадцать мукамов» образует, в свою очередь, сложный самостоятельный цикл из  ряда вокальных, инструментальных, танцевальных частей, имеющих самостоятельные названия и обьединенных общей ладоинтонационной основой. Типичная поэтическая основа вокально-инструментальных частей мукама – народные лирические стихотворения: образцы лучших газелей и мураббов классической восточной поэзии – Лутфи, Саккоки, Навои, Залели, Новбати, Хувейды, Машраба, Низари, Гариби, Гумнам, Билал Назима: тексты известных поэм и сказаний (дастанов) – «Герип и Санам», «Юсуф и Ахмет», «Тахир и Зухра» а также тексты духовного содержания. Стихи профессиональных поэтов отличаются глубоким содержанием, эмоциональной насыщенностью, благозвучанием и музыкальностью.

      Для исполнения цикла «Двенадцать мукамов», требуется около суток непрыровного звучания. Каждый мукам состоит из трех крупных разделов:  Чоң нагма, Дастан нагма, Машряп нагма. Они же в свою очередь делятся на более мелкие пьесы. В одном мукаме их насчитывается от двадцати до тридцати. Весь цикл содержит в общей сложности 242 различные музыкальные пьесы.  Краткий историко- культурологический экскурс в музыкальное прошлое уйгуров, обнаруживающий следы высокой музыкальной культуры позволяет предположить, что зарождение уйгурского мукама восходит к Y-YI векам, развитие жанра приходится на YII-IХ века, а полное формирование классического цикла происходит в Х-ХII веках.               «Мукам» мнгогочастная вокально- инструментальная  композиция. Как правило, исполняется ансамблем включающим инструменталистов, певцов и танцоров.

         В мукамах отразились основные эстетические и философские взгляды народа.  Вокально- инструментальные разновидности содержат различные поэтические тексты: народные стихи, дастаны и образцы высокой классической восточной поэзии.  Каждый мукам состоит из трех крупных разделов. Исполнение уйгурских мукамов требуют от музыкантов искусного владения профессиональными техническими навыками, высокого художественного вкуса. Как известно, различные певцы и музыканты обл Согласно решению  ЮНЕСКО /Департамент организации обьединенных нации по вопросам образовании, культуры и науки/ «12 уйгурских мукамов» -являющиеся музыкальной сокровищницей уйгурского народа, включены в реестр «ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ МИРОВОГО МАСШТАБА» -в 2006-году.    Музыкальное искусство уйгуров получило высокую оценку в трудах русских путешественников и ученых Х1Х-ХХвв. Н.М.Пржевальского, Г.Е.Грумм-Гржимайло, С.Ф.Ольденбурга, С.Е.Малова, казахского просветителя Ч.Валиханова, немецкого востоковеда Аннемария фон Габен, шведского филолога Г.Ярринга и многих других. В деле сохранения, развития и пропаганды «Двенадцать мукамов», велика заслуга двух профессиональных  национальных ансамблей мукамистов- бывшего Уйгурского ансамбля песни и танца при Госкомитете телевидения и радиовещания УзССР в Ташкенте, фольклорного ансамбля «Нава» в Алматы при Уйгурском театре. В СУАРе коллектив ансамбля МУКАМИСТОВ выпустил  VCD и CD кассеты при поддержке государства и эти альбомы  распространены по всему миру.

         В новом 88 сезоне  Уйгурский театр покажет своим зрителям мукамы «Рак», «Чапбаят», «Мушаврак», «Чаригаһ».